Репутационный менеджмент: для чего нужен и за что вы платите
Репутационный менеджмент — комплекс мероприятий, направленных на создание, продвижение и управление имиджем компании. Правильное позиционирование организации в онлайн-пространстве позволяет сместить акцент внимания с деструктива на позитив, преподнести успехи и устранить угрозы для бренда.
Что такое репутационный менеджмент
Базовые понятия, которыми оперирует менеджмент — это «репутация» и «имидж». Репутационный менеджмент включает в себя широкий спектр действий, направленных на разработку, мониторинг и реализацию стратегий продвижения организации. Акцент делается на правильном позиционировании компании, управлении онлайн-пространством, подчеркивании успехов и устранении угроз.
Почему важно уделять внимание репутационному менеджменту? Ответ прост — мнение клиентов прежде всего. Именно на их оценке строится общее впечатление о бренде, бизнес-показатели, количество текущих и потенциальных покупателей и сотрудников.
Основные направления
Можно выделить три ключевых направления ORM, на которых формируется продвижение статуса:
- Создание позитивного имиджа фирмы. Негативные отзывы — не самое страшное для компании. Полное отсутствие упоминаний сравнимо с катастрофой. Каждый потенциальный клиент или сотрудник ищет материалы об организации в сети. И если никаких данных нет вообще, это может говорить о трех фактах: фирма молодая, не пользуется спросом, тщательно убирает о себе все следы недовольства. Все варианты плохо влияют на статус, а значит доверия не будет. В интернете нужна положительная информация в достаточной мере, чтобы оставить хорошее впечатление.
- Поддержание результата. Уже созданный положительный образ бренда нужно систематически поддерживать и продвигать, держать его в стабильном состоянии. Необходимо отслеживать все упоминания в сети. Собираются материалы как автоматическим анализом, так и ручным. Так исключаются репутационные риски и контролируется инфополе.
- Управление бэкграундом организации. Необходимо иметь постоянный контакт с пользователями, давать обратную связь и вести конструктивный диалог. Отработать нужно каждую критику, продемонстрировать свою лояльность, дать аргументированный ответ и постараться не допускать ошибок вновь. Если о фирме оставили хороший отзыв, на него тоже нужно ответить.
Выполняя комплекс работ по выявлению данных с помощью инструментов SERM, можно планировать и корректировать продвижение бренда согласно маркетинговой кампании. По итогам выдачи ставятся задачи: как реагировать на негативные отзывы (возможно, это происки конкурентов), вытеснить деструктив, оптимизировать позиции сайта или добавить новые публикации в СМИ.
Кому и когда нужен
Управление защитой цифровой репутации компании необходимо для каждого бизнеса. Недостаточно производить качественный продукт, нужно его продвижение. Если о нем никто не знает, то силы потрачены впустую. Без услуг бренд-менеджера выжить в инфополе будет сложно. Для успеха необходима узнаваемость и популярность.
маркетолог-стратег, член союза пиарщиков России Важно понимать, что нужно заниматься управлением репутацией не только тогда, когда организация сталкивается с отрицательными отзывами, публичными критикой или негативными новостями, которые могут нанести ущерб ее репутации. Управление репутацией необходимо всем, кто хочет активно строить свою имиджевую политику, привлекать и удерживать клиентов, развивать свою брендовую позицию и конкурентные преимущества.Ольга Кожуро
Цели и задачи управления рейтингом компании
Защита репутации — долгосрочная стратегия, которая не приемлет спешку и требует определенного терпения. Отслеживать текущее состояние в реальном времени помогают специальные инструменты: Google Alerts, Mention, Awario, BrandYourself, Reputation.com и другие.
Основные цели продвижения:
- обозначить присутствие компании в сети;
- добиться хороших упоминаний о фирме;
- проводить мониторинг аудитории;
- создать положительное впечатление у потребителей;
- проработать антикризисный план действий;
- отслеживать позиции;
- управлять общественным мнением;
- увеличить конверсию в продажах.
Задачи, которые стоят перед ORM:
- контролировать и обрабатывать критику;
- стимулировать хорошее мнение;
- увеличить лояльность клиента к предприятию;
- контролировать продвижение ресурса;
- нивелировать негативную тональность в выдаче поисковиков;
- управлять поисковой выдачей;
- создавать позитивный контент;
- реализовывать маркетинговую кампанию продвижения;
- побуждать оставлять хорошие отзывы.
В поставленные задачи также входит работа с конфликтными ситуациями и создание брендовых адвокатов и амбассадоров.
Как управление репутацией влияет на бизнес-показатели
Управление онлайн-репутацией имеет две стороны: положительную и отрицательную. Она может вознести компанию или утопить. Потенциальные работники, потребители, партнеры принимают решение о сотрудничестве на основании количества контента в сети и его тональности.
Чем больше позитивных комментариев от клиентов, статей и мнений о компании, тем выше лояльность к бизнесу. Даже одно негативное суждение может напрочь стереть усилия и навредить защите репутации.
Важность общественного мнения подтверждается следующими показателями:
- 49% организаций пострадали от негативного освещения в прессе. Каждая третья компания уверена, что плохие публикации в социальных сетях представляют самую большую угрозу в продвижении бизнеса. (Статистика опубликована на основе исследований Claire Beaumont.)
- Более 90% клиентов/соискателей изучают отзывы и потом принимают решение о сотрудничестве. 85% — больше доверяют обзорам на сайтах, чем личным рекомендациям. При этом более 70% потребителей склоняются в сторону бренда, если отзывы хорошие. (Показатели составлены на основе данных Poduim.com.)
Поисковые системы не ранжируют информацию на плохую и хорошую — они выдают ее на основании релевантности и популярности. С помощью ORM можно управлять выдачей, корректировать упоминания, тем самым точечно улучшая показатели.
Основы репутационного менеджмента
Работать необходимо сразу в нескольких направлениях. Захватывается обширный отрезок времени: устаревшие упоминания, текущие мнения, перспективное развитие. Все вопросы управления держатся в фокусе и курируются одномоментно.
Мониторинг инфополя в интернете
Для продвижения формируется список ключевых слов, по которым клиенты ищут организацию. Для этого используют инструменты и сервисы Wordstat Yandex, Google Ads, Serpstat, SemRush, Keyword Tool.
Ключевые слова для SEO-продвижения содержат название компании/магазина/продукта плюс:
- отзывы;
- оценка;
- форум;
- разоблачение и т.д.
Необходимо отслеживать все сайты, где целевая аудитория делится личным опытом. Это отзовики, блоги, тематические форумы, социальные сети, карты, справочники.
Работа с отзывами
Прорабатывается каждое суждение. Даже если это хорошее высказывание, нужно ответить автору, поблагодарить за сотрудничество. Коммуникабельность сыграет на руку для бренда — клиент может порекомендовать товар или даже выступить в роли адвоката, оспаривая чье-то неодобрительное мнение.
Для мониторинга комментариев проводится:
- Автоматический поиск упоминаний. Выполняется с помощью сервисов YouScan, Xseo.in и IQBuzz.
- Ручное отслеживание отзывов. Менеджер создает профиль компании на популярных сайтах и в социальных сетях, следит за всеми изменениями.
На основании аудита проводится анализ: реальная ли критика, кем написана (настоящим покупателем или конкурентом), что вызвало недовольство клиента, какую принять стратегию взаимодействия.
Отвечать необходимо на все отзывы: хорошие, нейтральные, отрицательные. Даже на фейковые.
Реагирование на негатив
Полное отсутствие критики может спугнуть потребителя. При обработке деструктива выбирают лучшую маркетинговую стратегию:
- Исправить ситуацию. Если негативные упоминания вызваны настоящей проблемой, нужно ее решить. Ответ должен быть корректным и не шаблонным.
- Сохранять вежливость. Оставленный отзыв, содержащий недостоверный материал о сервисе обслуживания, тоже требует ответа. Сообщение клиенту должно быть вежливым, мягко показывающим читателям, что написанное неправда. Явные обвинения предъявлять нельзя — это только усугубит проблему.
- Удалить негатив. Фейковые мнения и происки конкурентов могут оставить неприятную тень на статусе. Такое возражение лучше всего полностью устранить, чтобы не вводить читателей в заблуждение.
Отработать необходимо и устаревшую критику — она может попадаться в выдаче. Читатели видят, что проблема давно решена и клиент остался доволен.
SERM и ORM
Реализуется продвижение компании в онлайн-среде SERM- и ORM-специалистами. Это командная работа, внутри которой распределяются роли и обязанности.
ORM — это стратегия управления общественным мнением в сети. SERM — контроль поисковой выдачи (SEO), часть маркетинговой стратегии продвижения положительного образа компании.
Этапы продвижения
Защита положительного имиджа состоит из нескольких этапов. Стоит придерживаться каждого из них, чтобы достичь необходимого результата.
- Отслеживание показателей. Определяется текущий образ бренда и мнение пользователей в интернете. Собираются все публикации и упоминания о бренде.
- Анализ ситуации. Учитываются показатели выдачи поисковой системы по запросам.
- Работа с отзывами. Формируются ответы на все категории отзывов. Клевета удаляется.
- Выбор подходящих платформ. Составляется список сайтов, социальных сетей по релевантности и посещаемости клиентами. На них будут размещаться положительные мнения.
- Поддержание рейтинга. Изучение позиций и подбор эффективных методов для создания положительного впечатления у пользователей.
собственник и основатель федеральной сети магазинов «Полигон» Укреплению репутации особенно способствует активное участие в социально значимых проектах, забота о окружающей среде, поддержка благотворительных программ. Также важно проводить систематический мониторинг обратной связи, отзывов клиентов, анализировать прессу и социальные медиа для оценки общественного мнения о компании. Это помогает оперативно реагировать на изменения в репутации и корректировать стратегию. И, конечно, большое значение имеет грамотное управление кризисами — честное признание ошибок и быстрая реакция на негативные ситуации.Иван Кулаков
Фиксации результатов в менеджменте нет. Это вечный процесс, требующий постоянного контроля. Если провести параллель с продвижением сайта — недостаточно один раз вывести ресурс в топ, позиции необходимо постоянно поддерживать. Без регулярного наполнения, продвижения и чистки от спама хорошая выдача долго не удержится. Так и в PR — это работа, которая выполняется на протяжении всей деятельности бизнеса.
Репутационный менеджмент и PR
PR и reputation management взаимосвязаны. Тактики, которые используются в public relations, могут успешно совмещаться с SERM и ORM:
- Разработка сайта. Необходим в качестве «лица» бренда. Делается информативным и интуитивно понятным. Помогает вести прямой диалог с клиентом в реальном времени.
- Социальные медиа. Для всего персонала разрабатываются правила поведения в социальных сетях.
- Разработка антикризисной стратегии. Должен быть антикризисный план, как пережить потенциальный кризис. Несколько проработанных сценариев снизят риски резкого спада объемов продаж и массовых увольнений.
- СМИ. Сотрудничество с крупными новостными сайтами станет большим бонусом при опровержении ложной информации.
Для управления положительным имиджем бренда активно привлекается PR-консультант. Специалист скорректирует стратегию продвижения организации и подскажет эффективные сервисы и методы с лучшей окупаемостью инвестиций.
Оценка деловой репутации
Чтобы понимать, как видят бизнес другие, необходима оценка, насколько хороша деловая репутация. Проводится исследование восприятия клиента, партнеров, поставщиков, инвесторов, госорганов и т.д.
Составляется подробный отчет, который поможет корректировать методы продвижения компании. Заказать услугу лучше у специалистов, которые также составят прогноз и рекомендации.
Хороший рейтинг повышает лояльность клиентов и партнеров. Закрепляются долгосрочные отношения и уменьшается воздействие негативных упоминаний. Снижаются затраты на маркетинг — заработаный положительный имидж вызывает доверие даже к новым товарам. Отвечает за статус организации ORM-специалист. Он работает в связке с контент-менеджером, дизайнером, SEO, копирайтером и др. Эксперт может быть зачисленным в штат организации и выполнять свои обязанности в удаленном формате. Антикризисный ORM позволяет нивелировать негатив, сделав упор на позитивный контент. Стратегия направлена на смещение фокуса внимания с плохой выдачи в хорошую. То есть пользователь при вводе определенного запроса получает массу положительной информации, в которой деструктив тонет. Необходимо провести первичный анализ выдачи по запросам или воспользоваться специальным инструментом — репутационный калькулятор. На основании полученных результатов делать выводы и принимать решение. Если о бренде мало говорят или пишут плохо — пора приступать к продвижению.
Часто задаваемые вопросы
Какие проблемы решает управление онлайн-репутацией?
Кто в компании должен заниматься продвижением рейтинга?
Какие преимущества AORM-маркетинга для бизнеса?
Как понять, что нужно нанимать специалиста?