Распространение негативной информации: как бороться

Обновлено 14.03.2024
post thumbnail
Дмитрий Зацаринский
Дмитрий ЗацаринскийАдвокат в zatsarinsky.ru. Эксперт «Российской газеты», «Коммерсанта», Россия1 и Первого канала

О вас распространяют негативную информацию в СМИ или в соцсетях? Без паники! Рассказываем, как выйти из ситуации и остановить поток недостоверных данных.

Интернет знает всё — в нём есть данные о чем угодно и о ком угодно. Правда, далеко не каждый громкий заголовок и шокирующий факт соответствует действительности. Негативная информация в СМИ или в соцсетях портит не только настроение, но и доброе имя конкретного человека или компании в целом. С этим можно и нужно бороться.

План статьи

request call image
Удалим негатив без суда и риска для вашей компании
lock image Это конфиденциально Мы не передаем ваши данные третьим лицам

Распространение негативной информации в интернете: правовая основа

Конституционный суд РФ отмечает, что граждане могут просить судебного разбирательства и в случаях, когда целенаправленное распространение негативной информации происходит не только в СМИ, но и в других источниках — например, в соцсетях. Это зафиксировано в Постановлении КС РФ №18-П от 09.07.2013 года. Судебное разбирательство — это всегда временные и денежные затраты, поэтому стоит попробовать урегулировать вопрос в досудебном порядке. Если это не сработает, предстоит дело на основании статьи 152 ГК РФ «Защита чести, достоинства и деловой репутации».

Как бороться с негативной информацией самостоятельно

Сначала нужно найти владельца площадки, на которой находится негативная информация о человеке или компании. В этом поможет любой сервис с данными об администраторах и регистраторах доменных имен — например, whois-service.ru. Если ресурс принадлежит юридическому лицу, контакты руководителя можно найти на сайте налоговой инспекции. Если владельцем значится физическое лицо, придётся чуть сложнее: данные о нём на сервисе проверки не хранятся, но их можно узнать у регистратора доменных имен.

Найти адресата — пожалуй, самая простая часть борьбы с негативной информацией. Когда владелец ресурса обнаружен, нужно составить обращение — простое, основательное, лаконичное. Важно предоставить свидетельства клеветы. Скорее всего, понадобится помощь адвоката: он поможет грамотно сформулировать и обосновать претензию, подобрать весомые аргументу в пользу подзащитного. К тому же на адвокатский запрос регистраторы отвечают значительно чаще.

Ещё один способ отстоять честь и достоинство — обратиться к специалистам по ремувингу. Конфликтологи, психологи, представители правоохранительных органов рассматривают проблему в рамках своих компетенций, выводят несколько сценариев решения проблемы и запускают их одновременно. Конфликт решается путём переговоров.

А вот действовать незаконными методами — например, обращаться к хакерам — не стоит: за это предусмотрено наказание по статье 274.1 УК РФ.

Если вы решили бороться с распространением негативной информации самостоятельно, но администрация ресурса в досудебном порядке навстречу не пошла, предстоит разбирательство с участием правоохранительных органов.

Как избавиться от негативной информации в СМИ или соцсетях с помощью правоохранительных органов

В 2019 году адвокат Зацаринский Д.Е. защищал права доверителя в Сергиево-Посадском городском суде Московской области. Он заявил, что неизвестные распространяют о его подопечном сведения, которые не соответствуют действительности и порочат его честь, достоинство и деловую репутацию. Суд изучил материалы дела и решил удовлетворить требования доверителя.

Владелец сайта вправе реагировать только на достоверные факты, установленные судебным решением. Иначе он может сослаться на конституционную гарантию свободы слова. Но если информация признается незаконной, как в случае с подопечным Зацаринского, пострадавший может подать жалобу в Роскомнадзор, Гугл, Яндекс или обратиться к администрации портала, где опубликован негатив. Юридическое удаление — процесс небыстрый и многоэтапный: сначала нужно проанализировать информацию и сформировать досудебную претензию, затем пройти подготовку экспертов, подать иск в суд, запросить предварительную блокировку сайта, пережить сам суд и получить финальное решение. Разбирательство может затянуться на несколько месяцев или даже лет — для судопроизводства по гражданским делам это не редкость. При этом оспариваемая информация останется в открытом доступе, продолжит вредить репутации и, возможно, работе. Чтобы предотвратить подобные последствия, Конституционный суд позволил судам принимать меры, которые позволят приостановить распространение этих сведений до окончательного решения. Когда решение суда вступит в законную силу, исполнительный лист отправляется в Службу судебных приставов и в органы Роскомнадзора. Сайт, каким бы он ни был — СМИ, соцсетью, информационным порталом — будет заблокирован.

Краткая выжимка

Сейчас сформирована правовая база, которая поможет бороться с целенаправленным распространением негативной информации. Но защита чести и достоинства в суде — крайняя мера. Она эффективна, но имеет свои побочные действия: судопроизводство занимает много времени и требует материальных вложений. Терпение и деньги понадобятся на досудебную экспертизу, которая подтвердит недостоверность сведений, и на представительство во время разбирательства. Этот метод подходит компаниям или лицам, репутация которых не подвергается сомнениям: для них ожидание не так критично. А вот если недоброжелатель транслирует порочащие данные о фирме или человеке на каждом встречном ресурсе, счёт идет не на месяцы, а на дни, и действовать нужно незамедлительно.

Поэтому стоит выжать максимум и попытаться решить конфликт мирным путём. Скорее всего, самостоятельно справиться не получится — потребуется помощь опытного специалиста, который разбирается в юридических тонкостях и безукоризненно умеет вести переговоры. Таким помощником может стать адвокат или ремувинг-инженер.Обращаться к хакерам и взламывать администраторов площадки с порочащей информацией точно не стоит — есть риск понести гораздо большие репутационные потери после попадания в суд в качестве ответчика.

Будьте первыми
comment avatar image
Как вы закрываете вопрос с репутационным менеджментом в компании?
Редакция Репутация Москва
Развивайтесь в антикризисных коммуникациях
Свежие исследования, обучающие материалы, кейсы от бизнес-экспертов — каждый месяц в нашей подборке
Посмотреть пример дайджеста
Материалы по теме