Цифровая безопасность личности: определение понятия и способы ее защиты
Что такое цифровая безопасность личности и как ее обеспечить? Разберемся в статье.
Понятие «личность» давно вышло за рамки философских бесед, а словосочетание «кража личности» перестало ассоциироваться с детективным жанром. С развитием технологий у бизнеса появился новый риск: если кто-то присвоит цифровую идентичность топ-менеджера, проблемы возникнут не только у последнего, но и у всей компании.
План статьи
Что такое цифровая личность
В постоянно изменяющемся мире современных технологий нет четких понятий. Совсем недавно словосочетание «цифровая личность» ассоциировалось с профилем в соцсетях, личном кабинете, приложении и т. д. Сегодня под этим понимают совершенно другое.
Первый подход к определению рассматривает личность в цифровом обществе не как разрозненный набор данных из области генетики и физиологии, а как совокупность этой информации, причем существующей отдельно. Все это сошлось в точке развития технологий по сбору и обработке Big Data и достижений в создании искусственного интеллекта. Такую цифровую личность уже можно наделить памятью, креативностью, аналогом интуиции. Все это в недалеком будущем.
Появляющиеся проекты свидетельствуют о том, что постепенно все задумки в этом направлении реализуются. То есть такая личность в цифровую эпоху сможет существовать в интернете вполне отдельно от живого человека. Зачатки подобных «личностей» сегодня — боты, аккаунты несуществующих людей и т. д. Это нужно, чтобы автоматизировать часть ручного труда, избавить человека от рутинной обработки информации и дать ему возможность для более сложных задач, на которые искусственный интеллект пока не способен.
Второй подход к определению цифровой личности связан все же с конкретным живым человеком. Это набор всех следов существования, которые он оставляет в цифровом мире. С течением времени таких следов становится все больше: внедряются новые гаджеты (например, для мониторинга состояния здоровья), технологии отслеживания перемещений и общения, цифровая идентификация личности.
Добавляя новые данные к уже привычным фотографиям, паролям, особенностям поиска информации, сфере интересов, мы получаем полный набор индивидуальных черт и особенностей человека, только оцифрованный. Анализ большого объема данных о человеке (или цифровой анализ личности) позволяет судить о его интеллектуальном уровне, компетенциях, возможностях, перспективах. Алгоритмы сегодня знают о человеке гораздо больше, чем его собственные родители. То есть это уже не просто информация о чем-то конкретном, это такой пласт данных, который открывает возможность создать конкретную личность в цифровом мире, аналог живого человека.
Понятие цифровой личности прочно входит в обиход, и мы уже отделяем его от понятия «профиля» в соцсетях. Если первое определение больше используется в научном мире, в разработках, то со вторым уже имеют дело практически все. В этом ключе мы и предлагаем поговорить про цифровую личность и ее безопасность.
Как происходит похищение цифровой личности
После перехода многих сфер деятельности человека в интернет цифровая личность также приобрела цену. Она стала товаром со своими характеристиками, ценностью и стоимостью. И речь идет не просто о завладении паролем или правом доступа.
В основе всего современного маркетинга лежит цифровой анализ личности. За сведения о предпочтениях человека, его образе жизни и потребностях готовы платить. Причем чем больше компании готовы вкладывать, тем больший объем данных получают они в распоряжение. Благодаря этому работают «умные ленты», точечные показы рекламы, отслеживание потоков людей при показах рекламы – этим уже никого не удивишь, но мы также не до конца знаем, насколько далеко простирается данный анализ. Вы можете проходить мимо билборда с изображением бренда одежды, а потом видеть рекламу этого бренда в браузере или ленте Инстаграма. Это возможно как раз благодаря сбору данных.
Мы не в состоянии дать свое осознанное согласие на то, чего мы не до конца понимаем, и не обладаем информацией об объемах. Но если уже на уровне обывателя стоит вопрос, как защитить свой цифровой клон, это говорит о том, что вопрос нуждается в проработке во всех аспектах – с юридической стороны, технической, этической и т. д.
Цифровая личность может легко стать объектом неправомерных действий. К сожалению, юридическая наука достаточно инертна, она не в состоянии реагировать на изменяющиеся реалии. Дистанция, отделяющая те отношения, которые регулируются действующими нормами права, от новых отношений и событий, которые уже стоит регулировать, увеличивается с каждым днем.
Такие явления, как похищение цифровой личности, уже присутствуют в современной реальности. Если компания работает с управлением финансами граждан и бизнеса, большое количество людей заботят вопросы о том, что она делает с информацией об их финансовых активах, целях инвестирования, готовности к рискам и т. д. Многие спрашивают, как безопасно общаться с брокерами дистанционно. Их волнует, как работать в личном кабинете, ведь там информация, связанная с деньгами. И это очень хорошая тенденция, поскольку появляется возможность донести до заинтересованных клиентов основы цифровой безопасности, правила, по которым существует личность в цифровом обществе.
Кража цифровой личности может быть совершена с разными целями: от банальной продажи информации до шантажа, использования в мошеннических схемах. С помощью похищенных аккаунтов и профилей можно влиять на продвижение информации в интернете, регулируя активность.
Самый простой пример — использование номеров телефонов, имен, сведений из жизни и голоса для обмана и мошенничества.
Кейс
Это распространенные, но самые элементарные технологии на основе минимального объема данных о человеке. Представьте, что можно сделать, владея большими ресурсами и знаниями.
Под удар попадает не только человек. Бизнес, компании, субъекты любой деятельности могут пострадать от использования информации в противоправных целях. Да даже любое компрометирующее, скандальное, неоднозначное событие, касающееся бренда, топ-менеджмента компании, разнесенное по сети, может привести к сумасшедшим финансовым потерям, а то и к краху всего бизнеса. И все в результате кражи личной информации.
Как защищать личность в цифровую эпоху
В российском праве недостаточно норм для регулирования всех возникающих вопросов и проблем. Использовать нормы о правомочиях собственника (в данном случае на информацию), о защите чести и достоинства, об авторских правах не всегда представляется возможным, поскольку юристами и законодателями не даны четкие понятия и ограничения.
Не хватает также специалистов по технологиям. Схватка между IT-специалистами и хакерами продолжается, причем у хакеров больше побед. Пока со стороны государства не будет выработан четкий механизм защиты своих «живых» граждан, придется нам позаботиться о себе самим. И начать с элементарных правил цифровой гигиены:
- Повысьте степень защиты профилей и аккаунтов.
- Не «светите» там свое имя, если это возможно.
- Читайте соглашения на обработку данных, чтобы понимать последствия.
- Внимательно относитесь к приложениям и устройствам, которые используете.
Соблюдение этих правил позволит хотя бы затруднить доступ мошенникам к важной части сведений о вас как о человеке, поможет снизить риск потери денег, репутации, времени. Если сам пользователь уделит больше внимания тем данным, которые он предоставляет о себе сознательно или машинально, похищение цифровой личности не будет столь элементарным.
Конечно, в деле цифровой безопасности личности не обойтись простой гигиеной и защитой паролей. Проблемы придется решать глобальнее и на более высоких уровнях, в том числе и за счет совершенствования законодательства.