Иван Хохлов, 12storeez: как формировалась корпоративная культура и культ качества
CEO и сооснователь компании Иван Хохлов уверен: один из главных факторов успеха — корпоративная культура.
12storeez — одна из самых быстрорастущих компаний в российской фешн-индустрии. По итогам 2021-го ее выручка составила 7,4 млрд долларов. Разбираемся, в чем заключаются ДНК и философия бренда.
План статьи
Ключевые инструменты развития корпоративной культуры: опыт 12storeez
Цели и задачи корпоративной культуры
Корпоративная культура — довольно широкое понятие, которое включает в себя нормы и ценности компании, правила общения в коллективе, стиль управления и политику принятия решений.
Корпоративную культуру часто сравнивают с религией, имея в виду, что работники должны разделять принципы компании и следовать им. Если у сотрудника другое мнение, скорее всего, ему с командой не по пути.
Корпоративная культура помогает работать эффективно и напрямую влияет на успешность бизнеса. Сооснователь 12storeez Иван Хохлов отводит корпоративной культуре ключевую роль в долгосрочном развитии компании.
Иван Хохлов
CEO и сооснователь 12storeez
В XXI веке единственное, что может быть долгосрочным конкурентным преимуществом, что может тебя толкать вперед и развивать, — это корпоративная культура. Самое важное, что должен уметь лидер компании, — это преобразовывать бизнес-процессы в корпоративную культуру.
С одной стороны, корпоративная культура служит своего рода объединяющей силой для всего коллектива. С другой — выступает важным элементом формирования имиджа компании. Все чаще соискателей интересует не только уровень зарплаты, но и миссия бренда, то, как компания ведет себя вовне и как выстраивает отношения с окружающим миром.
Репутация – это намного более важная составляющая, чем прибыль и деньги в моменте.
Из чего состоит корпоративная культура 12storeez
Корпоративная культура складывается из множества элементов — от ценностей, о которых могут заявлять открыто, до специфики найма и онбординга новых сотрудников.
В 2022-м в компании сформулировали миссию бренда — наполнять красотой каждый момент жизни. И это не только о том, что 12storeez производит эстетичные и качественные вещи. Важно и другое: когда человек носит комфортную одежду, в которой он сам себе нравится, это позволяет ему чувствовать себя намного увереннее и гармоничнее.
В России и СНГ представлены 46 магазинов бренда. В прошлом году в компании полностью перезапустили мужскую коллекцию, теперь думают над разработкой товаров для дома. Иван Хохлов считает, что пришло время выходить на новые рынки. Стратегическая цель компании — стать глобальным брендом. В середине 2021-го 12storeez вышел на люксовый маркетплейс Farfetch, а уже по итогам года международные продажи составили 6 % от всего оборота компании.
Иван Хохлов
CEO и сооснователь 12storeez
Интересно выходить на рынок, где ты начинаешь с нуля и тебя еще никто не знает, поэтому практически все нужно строить заново. Это вдохновляет.
Одна из главных ценностей компании — постоянное развитие. Этому принципу следует сам Иван, того же ждет и от сотрудников. По словам основателя, среда непрерывно создает новые вызовы, и только реагируя на них, можно продолжать быть успешным. Самый большой страх предпринимателя — «забронзоветь».
Иван Хохлов
CEO и сооснователь 12storeez
Я каждый год сталкиваюсь с какими-то новыми вызовами. Из-за этого постоянно приходится рвать свои нейронные связи и строить новые. Те, кому интересно расти и развиваться, конечно, будут работать у нас.
Другая ценность 12storeez — внимание к деталям. Скрупулезность проявляется во всем — от разработки каждой вещи в капсульной коллекции до создания атмосферы в новом магазине бренда. Еще в компании ценят открытость и обратную связь, а сам Иван в ответ на лестные отзывы любит спрашивать, что еще нужно улучшить.
Компанией управляют по принципу меритократии. Высказать свое мнение может каждый, однако ключевые решения принимают наиболее компетентные сотрудники с максимальным опытом в определенном вопросе. 12storeez отличается гибкой системой горизонтальных взаимодействий и скоростью принятия решений. Здесь есть все шансы быстро построить карьеру, потому что каждый может взять столько ответственности, сколько ему по силам.
Как создавалась корпоративная культура
Иван уверен: корпоративная культура закладывается основателями компании, поэтому довольно органично приживаются и ценности, которые есть у лидеров, и люди, разделяющие их. Это подтверждает опыт 12storeez. Так, Ирина и Марина Голомаздины создавали ту одежду, которую в первую очередь носили сами. Иван — тоже амбассадор собственного бренда.
Иван Хохлов
CEO и сооснователь 12storeez
У нас с первого дня девчонки (Ирина и Марина Голомаздины, соосновательницы 12storeez. — Прим. ред.) делали продукт не для кого-то, а для себя. Изначально это была наша философия — что они это носили каждый день, чтобы это улучшать.
Вопрос развития корпоративной культуры не слишком актуален для небольших бизнесов, где заняты до 100 человек. Когда компания маленькая, все ценности «витают в воздухе», считает Иван Хохлов.
Как в 12storeez развивают корпоративную культуру
По мере роста компании все сложнее развивать корпоративную культуру только за счет личного примера основателя. В 12storeez больше 1000 сотрудников, магазины продолжают открываться в разных городах, а формат удаленной работы становится более привычным. Поэтому принципы корпоративной культуры должны стать неотъемлемой частью бизнес-процессов, говорит Иван Хохлов.
Иван Хохлов
CEO и сооснователь 12storeez
Ценности должны быть не просто написаны где-то на стенах или ты должен их просто рассказывать, а должны появляться какие-то инструментальные вещи.
Вот несколько процессов, которые реализуют в 12storeez:
- нанимают специалистов, чье видение совпадает с философией и ценностями бренда;
- проводят качественный онбординг новичков;
- развивают стандарты взаимодействия внутри компании;
- описывают законы и правила, по которым принимаются ключевые решения.
Стратегия развития корпоративной культуры
Цель команды 12storeez на 2022 год — создать культ качества внутри компании. Описать, что входит в это понятие, и донести его смысл до каждого сотрудника.
Иван Хохлов
CEO и сооснователь 12storeez
Одну и ту же ценность можно понять по-разному. Каждый человек прочитает 2–3 слова и за ними увидит абсолютно разные смыслы. Ты должен на определенных примерах, с определенным вовлечением вот в это людей, правильным образом дать инструментарий, чтобы люди могли принимать правильные решения в процессе своей работы.
Другая, уже долгосрочная цель — внедрить практики устойчивого развития и к 2030 году стать компанией с нейтральным углеродным следом, использовать в производстве минимум 60 % экологичных материалов. Пока Иван Хохлов честно признается: компания только в начале этого пути.
Иван Хохлов
CEO и сооснователь 12storeez
Когда ты делаешь что-то хорошее, тебе интереснее жить.