HR-бренд компании — конспект вебинара (в конце бонус)
Как избежать негативных отзывов от сотрудников и что делать, если они всё-таки появились.
Смотрим негативные отзывы и предлагаем варианты действий. По очевидным причинам названия компаний скрыты.
О развитии HR-бренда компании в непростое время говорят CEO Brand lovers Иоланта Саркисян, CEO «Репутация.Москва» Арсений Катков и специалист по удалению Игорь Архипов.
План статьи
Формирование HR-бренда логистической компании
Где: Antijob.net
Что пишут: курьеры работают без договора, работодатель не спешит его заключать, был случай, когда курьер украл у клиента значительную сумму денег.
Иоланта Саркисян
Здесь ситуация, связанная с целеполаганием. Сотрудник не понимает какие перед ним стоят задачи и как нужно действовать в определённых ситуациях. Вероятно, в компании нет этапа адаптации: новые сотрудники не погружаются во внутренние правила, порядки и ценности. Этим нельзя пренебрегать, ведь на этапе входа закладывается основа качественной работы специалиста.
Есть ещё моменты, выдающие пробелы в компетенции руководителя. Возможно, обучение проходит поверхностно, сотрудники не привыкли давать обратную связь, мотивация непонятна. Отсюда и системные проблемы, когда все обвиняют друг друга.
Нарушения возникают там, где сотрудники не видят связи между своей работой и поощрением. Иными словами, система мотивации непрозрачна — как материальная, так и не материальная. Нарушения могут возникать и с ней, но их будет гораздо меньше.
Арсений Катков
У отзыва 42 плюса, что хороший показатель для портала Antijob. Допустим, что конверсия оценки около 20%. Значит, текст прочли больше 200 человек. Это популярный отзыв.
Сам по себе текст не выдернешь, да и проблема системная — подобные отзывы, вероятно, есть на других сайтах. Компании нужно канализировать отзывы и упоминания сотрудников у себя на сайте. Вероятно, лучше использовать «ВКонтакте», где люди смогут высказать свою позицию.
Как отвечать? Формированию HR-бренда компании поможет признать ошибку и сказать, что сделано либо пояснить с доказательствами, почему написанное ложь. Альтернативный вариант — сделать на собственном сайте раздел «отзывы сотрудников», где отработать страхи потенциальных соискателей.
Темы о похищении денег лучше не затрагивать. Соискателей интересуют условия труда, а не проступки отдельных сотрудников.
Игорь Архипов
Отзывы сотрудников в интернете делятся на две категории.
- Эмоциональные отзывы. Они рассказывают о личном, отношении человека с компанией.
- Отзывы, которые описывают реальные проблемы в компании.
Если отзыв эмоциональный, связываться с автором не стоит. У вас остались обиды, у него тоже. В данном случае лучше пригласить третью сторону для решения проблемы. Во втором варианте нужно исправить ситуацию и рассказать об этом.
В конкретном примере лучше связаться с администрацией сайта и предложить выступить третьей стороной в решении вопроса. Хотя надо понимать, что Antijob — своеобразные ребята, которые не первый год ведут «борьбу» с работодателями. Нужно донести, что автор поступил с компанией нечестно, приукрасив отзыв эмоционально, забыв о фактах.
Учтите: общение с сайтами — долгий процесс, но за месяц результата добиться можно.
Конфликт ожидания и реальности
Где: indeed.com
Что пишут: компания с ужасной репутацией, все плохие, наставники воруют заявки, зарплату выдают с задержками.
Иоланта Саркисян
Есть проблемы, схожие с предыдущим кейсом, но на первый план выходит несоответствие ожидания и реальности. К подобным ситуациям приводят перегибы во внешней работе с позиционированием HR-бренда компании. Людям озвучивают определённые возможности, но в самой компании кандидаты видят другую картину.
Нужно честно рассказать о преимуществах, мотивациях и корпоративной культуре. Социальные сети и страницы на рекрутинговых порталах (hh, superjob) должны транслировать реалии внутренней жизни компании, рассказывать истории успешных сотрудников и доносить корпоративные ценности.
Чем ближе внешний образ HR-бренда компании к реальному положению дел, тем лучше.
Арсений Катков
Отзыв размещён на солидной площадке, вызывающей доверие. Соответственно, он попадёт в топ поисковой выдачи по запросу «компания отзывы». Игнорировать его нельзя, нужно встраивать в коммуникацию: ответить, отработав возражения с площадкой.
Можно попросить лояльных сотрудников написать положительные отзывы. Скорее всего, они выйдут в топ на площадке, будут выше негатива и перекроют негативные отзывы.
Однако здесь скорее системные проблемы. Соискатели будут ругаться, даже после ответов на весь негатив. В этом случае поможет приём, который используют девелоперы — довести клиента до демоэтажа.
У нас был кейс, когда федеральная компания выстроила найм так, чтобы кандидат доходил до собеседования, не зная всей информации о бизнесе. Например, в вакансии не писали название компании. Уже на месте соискателям показывали, как всё устроено и предупреждали, что есть негатив. Как правило, люди делали вывод на основе своего опыта.
Игорь Архипов
Отзыв написали полгода назад, поэтому здесь имеет смысл пригласить автора в офис — посмотреть, как компания изменилась за это время. Важно заранее подготовиться, чтобы отработать тезисы, заложенные в отзыв. Бизнес изменился, в том числе, благодаря критике автора. Однако сейчас текст больше не несёт смысловой нагрузки, поэтому автор может обратиться к сайту, чтобы они удалили текст.
HR-бренд компании — как развить у call-центра
Где: orabote.biz
Что пишут: нет положительных сторон, всё плохо, зарплаты низкие, руководству всё равно.
Арсений
Портал orabote.biz специализируется на сборе негатива и его дальнейшей продаже работодателю. У нас был клиент — call-центр. Он позиционировал себя как инновационную компанию с новейшими технологиями.
У них были проблемы с негативными отзывами сотрудников. Компания сняла историю успеха сотрудников: как они попали в компанию, какие приёмы используют в работе и т.д. Ролик вышел в топ по запросу «компания отзывы сотрудников». Так негатив стал отправной точкой для развития всей HR стратегия компании.
Не всегда нужно удалять негативный отзыв. Иногда достаточно дать противовес, сказать: «Да, у нас трудно, получается не у всех. Но вот истории тех, кто выполняет KPI и развивается».
Иоланта
У call-центров часто встречается проблема c интеграцией сотрудников. Я начинала карьеру в call-центе «ВымпелКом» и понимаю проблемы, с которыми сталкивается подобный бизнес. Это сложная школа для руководителей.
Расскажу о примере HR-бренда компании. У нас есть клиент — это крупная производственная компания, у которой был свой call-центр. Потом его вывели на аутсорсинг, стали брать сторонние заказы. Штат расширился, но компания не учла важные моменты.
Дело в том, что верхушка управления работала в одной из лучших команд России с точки зрения HR бренда компании. На новом месте они решили внедрить удачный опыт, но сотрудники были к этому не готовы. В основном в call-центре работали люди из регионов. Это люди с иной ментальностью, поэтому повсеместное донесение ценностей бизнеса вызвало у них резкое отторжение.
Было очевидно, что с адаптацией и наставничеством нужно что-то делать, но времени не находилось. Позже бизнес столкнулся с негативом внутри команды. Недовольство росло, появлялись негативные отзывы, найм усложнялся.
Чтобы избежать проблем адаптации, действуйте малыми шагами. Сначала расскажите про ценности, потом о подчинении, далее — вкладе в развитие компании.
Руководителям тоже нужна адаптация
Где: pravda-sotrudnikov.ru
Что пишут: нет поддержки со стороны коллектива, руководитель самодур, не дают инструкций по работе.
Арсений Катков
Для продвижения HR-бренда компании хорошо сработает контрконтент — когда пишется статья о компании. В ней руководитель рассказывает о бизнесе, его целях и внутренней кухне. Обычно такие материалы пишут под запрос «компания отзывы сотрудников». Статья на годы остаётся в топе «Яндекса» и Google. Это относительно недорого — местный «Коммерсантъ» опубликует за 15 тыс. рублей.
Главное дать противовес негативу. Чтобы соискатель сравнил отрицательное мнение и точку зрения компании. Контрконтент помогает довести кандидатов до собеседования.
Иоланта Саркисян
Есть вероятность, что в компании не до конца проработана адаптация управленческой команды. Она не знакома с рядом процессов внутри подразделений, поэтому сотрудники интерпретируют действия руководства не в их пользу.
Проблема решается через анализ ситуации: проводится интервью линейки топ-менеджеров и «второго состава». Далее — понимаем какие обучающие программы, сессии проводить, чтобы изменить качество взаимодействия с подчинёнными.
Игорь Архипов
Мы имеем дело с одним из «ужасных» сайтов рунета. Его администрация относится к отзывам как к собственности. Если автор попросит удалить, это ни к чему не приведёт. Поэтому нужно сразу выходить на администрацию сайта. Велика вероятность, что придётся платить. Это грустно, но такова реальность.
Бонус
Вы можете получить подарки от агентств Brand lovers и «Репутация.Москва». Это:
- Бесплатный экспресс-анализ вашего HR-бренда компании. Эксперты агентства покажут, что можно улучшить самостоятельно, а для чего понадобится помощь профессионалов.
- Экспертиза реальных негативных отзывов. Специалисты по удалению сформируют рекомендации по работе с нежелательной информацией. Также вы получите пять образцов ответов на негатив.
Чтобы получить бонусы, напишите «хочу разбор» на почту Brand lovers или в сообщении WhatsApp по номеру 8 985 877 11 08.
На страницах этого сайта скоплено добрейшее из оного, что вообще я лично знал
Кроме того, это ещё и замечательные вопросы, которые вы можете задавать кандидатам на собеседовании, чтобы оценить, как развивается бренд работодателя вашей компании.
Успешная реализация этого фреймворка гарантирует, что обещание для клиентов, сформулированное корпоративным и потребительским брендом компании, будет соответствовать обещаниям, которые слышат сотрудники в рамках стратегии вашего HR-бренда. Фреймворк еще более актуален в сегодняшней среде, которая требует от компаний применения «системного мышления» к тому, как бренд работодателя влияет на способность организации привлекать, вовлекать и удерживать таланты и связь между сотрудниками, клиентами и прибылью.